Лев Волож: как уйти из Яндекса и открыть собственный бизнес
Оригинал "Challenger":
https://the-challenger.ru/challenge/lev-volozh-kak-ujti-iz-yandeksa-i-otkryt-sobstvennyj-biznes/
Как быть, когда чего-то не хватает
— Сервис Moscow Fresh возник так же, как и большинство бизнес-проектов — когда тебе чего-то не хватает, ты пытаешься восполнить этот пробел вначале для себя и своих друзей, затем, если всё получается, уже для всех остальных. Так вот, купить в Москве натуральные свежие продукты без нитратов и дикой наценки — практически невыполнимая задача. Я знал парочку магазинов, где продавались хорошие фрукты и овощи, но цены там были просто космическими. На рынках, казалось бы, это всё есть, но вернуться с рынка так, чтобы тебя не обвесили и не подкинули чего-нибудь гнилого, настоящее испытание. К тому же рыночная атмосфера очень специфична — не всем людям нравится там находиться и совершать покупки. Единственное, что остаётся — это массовый сегмент, супермаркеты «рядом с домом», но, увы, далеко не всё, что там продаётся, свежее и качественное, плюс там ещё и дорого — ценовая политика рассчитана на то, чтобы оплачивать аренду и множество других факторов. Да, есть ещё фермерские магазины, но они тоже не идеальный вариант — долгая доставка (пока ваш заказ доставят с калужской фермы, вы уже всё купите около дома) и маленький ассортимент — например, на ферме выращивают индеек, коров и редьку, а минимальный заказ должен быть не меньше трёх тысяч рублей, и вот перед тобой задача, что выбрать — пять килограммов редьки или три индюшки. Основательно изучив этот вопрос, я задался целью сделать так, чтобы у меня дома всегда были свежие продукты по нормальным ценам и без консервантов. Мысль начала работать и, естественно, привела меня к рынкам. В отличие от локальных фермерских лавок там есть всё, причём вне зависимости от времени года.
Главный вопрос был в том, чтобы из всего рыночного многообразия находить действительно свежие продукты. — Очень часто продавцы могут положить что-то гнилое — и по нормальной цене (если вы покупаете первый раз, то вам могут завысить цену). Я живу рядом с Усачёвским рынком и уже много лет хожу туда. Естественно, за эти годы у меня появился там свой человек, у которого я покупаю рыбу, свой человек, у которого я покупаю фрукты и овощи, свой человек, у которого я покупаю орехи. В один прекрасный день я пришёл к ним и сказал: «У меня есть одна небольшая задумка, так, для себя и друзей. Давайте с вами работать — я буду приходить и покупать у вас не раз в неделю, как обычно, а каждый день. Цены на продукты возьмём ваши, только сделайте мне скидку, как постоянному покупателю». Так всё и началось. Совсем скоро мы уже выросли из Усачёвского рынка и переехали на Дорогомиловский. Большая часть людей в нашей команде — это именно те, кто занимается сборкой заказов. Так как у нас нет складов и мы не собираем заказы с вечера, работа у нас начинается рано, в 6:30 утра, а в 9:00 курьер уже отправляется развозить первые заказы. Сейчас Moscow Fresh находится в процессе превращения из маленькой истории для друзей в коммерчески выгодный проект. Наши расчёты оправдались — такой сервис нужен людям, они рекомендуют его друзьями и сами регулярно заказывают у нас продукты. Если вдруг вылезает какой-то косяк, допустим, яблоко внутри коричневое, мы всегда готовы заменить испорченный продукт и дать скидку на следующий заказ. Людям нравится такой персонализированный подход, хотя, честно сказать, они к этому не привыкли.
Когда каждый помидор имеет значение
Большую часть времени я провожу на рынке. Раньше вообще находился там безвылазно — разбирался с продуктами, общался с продавцами и пытался найти с ними общий язык. Потребовалось время, чтобы убедить их давать нам только качественные продукты — подкладывать гнилые овощи и фрукты бесполезно, мы всё равно вернёмся и будем требовать обмен. К тому же одна из задач сборщика состоит в том, чтобы тщательно осматривать все продукты, прежде чем класть их в корзину. Сейчас в одном заказе из 100 возникает какой-то брак. Возникает, но мы его решаем. Самый опасный продукт — это арбуз. В нём полно нитратов, и зимой его лучше не покупать. Да, сейчас арбузы привозят с разных концов света и вовсю продают, но мы измерили уровень нитратов — вся шкала красная. Вкусно, но вредно — не наш вариант. До июля никаких арбузов. То же самое с рыбой — мы не продаём какую-то суперэкзотическую и редкую рыбу, с которой совершенно непонятно, что делать. Мы делаем ставку только на знакомые нашим покупателям варианты — форель, карп, стерлядь. Знакомые и свежие. Самый ходовой товар — это то, чего нет в магазинах, например хорошие вкусные помидоры. В магазине они безвкусные, а у нас настоящие.
Пик заказов у нас приходится на выходные, в этом нет ничего удивительного, напротив, здесь действует простая ассоциация — на рынок люди ходят в субботу и в воскресенье. Интересно, что у обычных магазинов в среднем пик заказов приходится на понедельник и вторник. То есть покупка продуктов на неделю — дело тяжёлое, работа неприятная, муторная и долгая. Конечно, ведь из 10 разных пачек макарон нужно выбрать какую-то одну, из 10 разных масел нужно только одно. По сути, мы уже сделали этот отбор — мы предлагаем один вид макарон, но при этом гарантируем их качество. Это выгодно для покупателя, так как он, отдавая свои деньги, получает гарантированно качественный продукт гарантированно быстро. Мы отправляем продукты через несколько часов после того, как был сделан заказ. Для Москвы это уникальное явление — никто кроме нас не осуществляет доставку так быстро. Да, это сложно — все процессы должны быть доведены до автоматизма. Заказ пришёл — мы тут же пошли на рынок, всё закупили и тут же передали курьеру. Этот процесс совершенствуется изо дня в день. Мы сделали всё, чтобы покупка на Moscow Fresh ассоциировалась у людей не с работой и неприятной необходимостью, а с удовольствием и праздником.
Наш покупатель — это человек, для которого важно, что он ест. Например, у нас часто делают заказы мамы, хозяйки семейств, так как они как никто другой понимают, что продукты должны быть прежде всего качественными. Наш покупатель — это тот, кто понимает, что свежие продукты должны стоить дороже, чем консервированные. На это есть несколько причин: во-первых, их сложнее вырастить, а во-вторых, сложнее продать — вероятность того, что свежую рыбу не купят и она пропадёт, составляет 20%, поэтому стоимость свежей рыбы будет на 20% выше замороженной. Таким образом продавец закладывает в цену возможные риски. У нас нет цели вырасти в крупную корпорацию. Такой рост неизбежно приведёт к потере качества. Сейчас у нас индивидуальный подход к каждому клиенту и индивидуальный подход к каждому помидору. Я это ценю. Мне не стыдно за то, что я делаю. Мне не стыдно рассказать друзьям, чем я занимаюсь. Мне не стыдно рекомендовать людям наш сервис. Если мы станем крупной компанией с 1 000 заказами в день, то это уйдёт. Мы превратимся в обычный сервис доставки продуктов. Да, и мы сами не сможем работать с такими большими объёмами — мощности рынка перестанет хватать, нам придётся организовывать свои склады. Я совершенно этого не хочу. Сотня заказов в день — этого достаточно, чтобы быть окупаемыми, и достаточно, чтобы действовать в рамках существующей бизнес-модели, когда мы несём ответственность за каждую покупку, совершённую на нашем сайте.
Почему работа в Яндексе и Moscow Fresh — по сути, одно и то же
Не думаю, что я что-то кардинально изменил в своей жизни, уйдя из Яндекса. Да, раньше я делал Яндекс.Такси и Яндекс.Мастер, а сейчас занимаюсь доставкой продуктов, но если посмотреть на эти занятия со стороны, то, по сути, они мало чем отличаются друг от друга — из большого неорганизованного предложения я делаю продукт, удобный для конечного пользователя. Идея-то одна и та же: у тебя есть 10 000 таксистов, ты делаешь сервис, который позволяет одним нажатием кнопки сделать так, что уже через три минуты машина такси стоит у твоего подъезда. То же самое и здесь — все знают, что в Москве можно купить свежие и вкусные продукты, но не все знают где. И тут как раз на помощь приходит наш сервис — ты тыкаешь пальцем в красивые картинки на сайте — и через несколько часов свежие продукты у тебя. Да, я привык, что меня часто сравнивают с отцом (Аркадий Волож, сооснователь и генеральный директор компании Яндекс. — Прим. ред.), но не испытываю по этому поводу никаких комплексов. Успешные родители могут очень много дать своим детям, а дети, в свою очередь, могут этим воспользоваться и сделать что-то хорошее. Мне дали качественное образование и стартовый капитал, чтобы делать свой бизнес. Мне создали абсолютно все условия, что же в этом может быть плохого?
Честно говоря, я не всегда был адептом правильного питания, наоборот — я отношусь к тем детям, которые выросли на коле и чипсах, и мне никто не говорил, что это неправильно и нужно по-другому. Прошло очень много лет, прежде чем я понял, что так жить нельзя, и решил пересмотреть свои вкусовые привычки. Точнее, было так: женился и пересмотрел. И скажу честно, перестройка прошла безболезненно, жить стало лучше. И сейчас, когда у меня родился ребёнок, я ему в какой-то степени завидую — у него нет возможности питаться неправильно, у нас дома в этом плане очень жёсткий фильтр: вредной пищи в принципе нет и быть не может. Сейчас я убеждён, что еда — это прежде всего топливо, и оно должно быть качественным. Нужно себя приучить к тому, что полезное — это вкусно. Когда прекращаешь есть всякую ерунду, то наступает период адаптации — организм начинает отвечать положительными эмоциями на ту пользу, которую он получает из правильных продуктов. До того как у меня появился ребёнок, я много занимался йогой — до 10 часов в неделю, но сейчас времени хватает только на зарядку. К тому же тогда я работал на копанию, а сейчас на себя — это гораздо приятнее, но требует существенно больших временных затрат. Не могу сказать, что для меня Moscow Fresh — это история на всю жизнь. Пять лет — оптимальный срок, необходимый мне, чтобы достичь всех целей, которые я перед собой поставил. А дальше нужно придумывать что-то новое.