Сергей Беляков: «После министерства ответственности стало меньше, денег — больше»
16 марта прошла встреча ассоциации выпускников ВШЭ с Сергеем Беляковым, председателем правления Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития (НААИР), бывшим заместителем министра экономического развития РФ. Модератором дискуссии выступил сооснователь ассоциации выпускников ВШЭ Евгений Голбан.
За приветственным словом Евгения последовало представление спикера. На сегодняшний день основное место работы Сергея – это фонд РФПИ (участвовал в его создании) и инфраструктурная компания InfraONE, где Сергей является управляющим директором. В НААИР он занимает общественную должность по части вовлечения регионов в рыночную экономику и привлечения инвестиций.
Сергей поделился с присутствующими историей своего профессионального становления. Москвич Сергей Беляков после неудачной попытки поступить в МИРЭА отслужил 2 года в армии, поступил в Академию ФСБ по направлению «Юриспруденция». В 2001 – 2002 годах был советником в «Реформе», международном фонде экономических и социальных реформ. Затем отвечал за GR и внешние связи в «Базовом элементе». В 2005 году стал помощником президента РСПП и заместителем руководителя налогового комитета. В 2008 году принял приглашение присоединиться к команде Станислава Воскресенского в министерстве экономического развития в качестве советника министра, позже стал директором департамента, а в 2012 году был назначен заместителем министра экономического развития.
«Все эти шесть лет я курировал вопросы инвестиционной политики, привлечения инвестиций и ГЧП, налогового законодательства и взаимодействия с международными финансовыми организациями. Также в качестве заместителя министра курировал вопросы социальной политики – пенсионная система, здравоохранение, образование, спорт и кино», — рассказывает спикер. Параллельно он занимался организацией Петербургского международного экономического форума.
«В какой-то момент повестка правительства начала сильно меняться. В 2012 году был пересечен своеобразный рубикон. Приоритетом стало обеспечение социальной стабильности, тема развития экономики задвинулась куда-то очень далеко», — отмечает Сергей. На фоне ухудшающейся экономической конъюнктуры, структурных и внутриэкономических дисбалансов «разрыв между заявлениями и действиями становился все очевиднее, а управляемость системой все хуже и хуже».
В августе 2014 года ситуация достигла пика, Сергей опубликовал пост в Facebook о его отношении к решению правительства о заморозке пенсионных накоплений, за которым последовало его увольнение по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева ввиду нарушения требований закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Этот закон запрещает госслужащим допускать публичные высказывания и суждения в отношении деятельности государственных органов. «Ни на одном собрании не было озвучено, что будет принято решение о заморозке. Главам зарубежных фондов моими устами было обещано, что продления заморозки не будет. На карте стояла моя репутация, надо было как-то реагировать. Я ни о чем не жалею и не оспариваю правомерность увольнения», — подчеркивает Сергей.
По его словам, жизнь после министерства изменилась сильно. Неизменным на протяжении полутора лет оставалось занятие форумом, только теперь уже full time. С 2014 по 2015 год Сергей являлся председателем правления фонда Петербургского международного экономического форума. Далее последовал возврат на площадку бизнеса — возможность посвятить себя привлечению частных инвесторов в проекты InfraOne, упаковка конкретных проектов и привод денег в экономику в квазигосударственном РФПИ. «Времени стало больше, ответственности — меньше, денег — значительно больше. Куда ни посмотри, сплошные плюсы», — констатирует Сергей.
После его рассказа последовали вопросы из зала. Обсуждали ассоциации инвесторов и институты развития, возможность международного взаимодействия и изоляцию РФ, а также говорили о законах, качестве жизни и об оттоке людей из страны. Особое внимание уделили вопросу отсутствия закона о лоббизме в РФ: «В обществе нет потребности в норме права, регулирующей эту деятельность. У нас бизнес продвигает свои интересы через двусторонние встречи с президентом. Зачем им закон о лоббизме?» Говоря о борьбе с коррупцией, Сергей отметил, что «есть запрос президента, но нет запроса от общества и бизнеса» и задал вопрос залу: «Вы готовы не давать взятки?»
Фото: Полина Глебова