В этом выпуске «Правил хорошего карьериста» Татьяна Татнева рассказывает о том, как первый профессиональный опыт помогает разобраться в себе, почему гуманитарные профессии выживут и какие главные навыки прокачивать рекламщику.
Я собиралась поступать на эконом. Но на олимпиаде экономику — вероятно, к счастью — я провалила. Зато взяла диплом первой степени по обществознанию, на которое записалась в последний момент, и начала изучать подходящие программы. Я выбрала «Рекламу и связи с общественностью», потому что это целый спектр предметов и компетенций: от менеджмента до креатива, от аналитики до коммуникаций.
Практика в начале карьеры определяет все. Уже со второго курса мы активно работали с реальными кейсами и даже с заказчиками. Это было первым и определяющим взаимодействием с профессией — в рамках практических занятий я осознала, что совершенно не хочу заниматься медиапланированием, зато прекрасно вижу себя в стратегии.
Главный козырь на любом собеседовании — это твой опыт работы. Поэтому действительно важно и нужно браться за любую возможность стажировки или подработки в сфере, в которой планируешь развиваться. Во-первых, это позволяет оценить, насколько она тебе действительно интересна. Во-вторых, любая практика дает опыт, который лишним не бывает в принципе.
Самое важное, что дало мне обучение — это умение быстро искать и усваивать большие объемы разной информации.
Если на первом-втором курсах необходимость изучать и философию и высшую математику приводила меня в недоумение, то сейчас я бесконечно рада, что все было именно так. И хорошо, что кроме интегрированных маркетинговых коммуникаций, мне преподавали менеджмент, управление проектами, информатику, ведь широкая база дает широкие возможности.
Когда я занимаюсь тем, что мне не интересно, мой КПД катастрофически падает. Я искала работу по этому принципу — то есть это должно быть место, где я смогла бы себя реализовать. Наверное, такой подход не плох: у меня точно никогда не будет скучной работы.
«Смерти» гуманитарных профессий не произойдет, наоборот — диджитализация открывает для них новые горизонты. Цифровой мир уже давно не сугубо технический — это видно на примере коммуникационного рынка: первая рекламная рассылка была сделана практически сразу после появления электронной почты, а бюджеты на цифровое продвижение растут с каждым годом.
Почему бы рекламщику не попробовать себя в IT? В организации мероприятий и в управлении проектами довольно много общего: ресурсов нет, а дедлайн есть. Так, после поисков чего-то стоящего (чего не оказалось) в event-сфере, я пришла в «СберТех». Кстати, «СберТех» — это «руки», которые помогают становиться лучше внутренним и внешним системам банка, например, приложению «Сбербанк Онлайн».
На мой взгляд, сейчас очень не хватает менеджеров с достаточным, но не чрезмерно техническим бэкграундом. Довольно сложно реализовать IT-проект, не зная о разработке или серверах ничего, но еще сложнее реализовать его, если менеджер знает об этом почти столько же, сколько технические специалисты. Это почти всегда приводит к виткам обсуждения, которых можно бы было избежать.
Самое важное для успеха в карьере — это умение думать и находить новые стратегии. Такие люди ценны сейчас в любой сфере и у самых крутых работодателей.
В нашем стремительно меняющемся мире очень опасно притормаживать и переставать учиться — велик шанс уже никогда не догнать развивающуюся сферу, и это применимо практически ко всему.
У хорошего пиарщика должны быть два качества: коммуникативные навыки и креативность. При этом креативность — более широкое понятие, чем просто результат творческого союза копирайтера и арт-директора — это способность находить нестандартные решения.
Медиапланирование
Одна из главных функций PR-отдела, которая заключается в планировании рекламных кампаний. Это также часть маркетинга, которая обеспечивает контакт аудитории с рекламным сообщением, а «доставка» — одна из главных задач в рекламной коммуникации. В медиапланировании используются такие параметры расчетов, как СРР (стоимость за пункт рейтинга), Index T/U (индекс соответствия), TRP (сумма рейтингов рекламной кампании в целевой аудитории) и другие.
Тестировщик
Специалист, который занимается тестированием программного обеспечения с целью выявления ошибок в его работе и их последующего исправления. Главная задача тестировщика — составить максимально подробный отчет о проведенном тестировании, в котором должен быть указан анализ и причины возникших проблем.
Проект «СберТех»
Собственная IT-структура «Сбербанка», созданная в 2011 году для разработки и внедрения новых IT-продуктов и сервисов. Ключевой продукт «СберТеха» — новая технологическая платформа, которая позволит банку наращивать масштаб бизнеса, повышать прибыльность и эффективность при одновременном увеличении гибкости, скорости и клиенториентированности.