Когда я выбирал вуз, факультет и тематику будущего обучения, то искал направление, которое не сильно сузит мои горизонты, если я захочу сдвинуться куда-то в строну. Когда я выбрал рекламу и связи с общественностью, я понимал, что смогу в процессе обучения выбрать то, что мне интереснее — так и произошло.
Опыт работы, полученный во время учебы — нет ничего круче. Это поможет найти себя профессионально и отбросить то, к чему не лежит душа. Иначе потом можно сильно расстроиться, когда закончив вуз, выйдешь на долгожданную работу и поймешь, что это не твое.
Поработав в рекламе с такими понятиями как TRP, Effective frequency и прочее, ты приходишь к выводу, что сумасшедшие погрешности и ошибки, которые есть в традиционной аналитике, не могут реально измерять эффект от рекламы. Поэтому я выбрал интернет-маркетинг – в интернете все измеримо до мельчайших элементов, можно быстро увидеть отдачу и вовремя скорректировать стратегию.
Интернет — это единственное медиа, которое в России росло даже в кризис, и там всегда появляется море новых интересных штук.
Я старался участвовать в разных кейс-чемпионатах, чтобы следить за тем, что происходит в интернете, и осваивать новые инструменты. Однажды столкнулся с Google Digital Marketing Lab и, конечно, сразу решил поучаствовать. Во время чемпионата нас определили в команды, и по итогам наша команда заняла первое место. Некоторые ребята, с которыми мы в тот день «штормили» на семинаре, сейчас вместе со мною работают в Google.
После того, как в 2014 году я побывал в дублинском офисе на программе Google Student Ambassador, я понял — это моя история. Дублин — маленький город, но офис Google совершенно гигантский, это наша главная штаб-квартира в регионе EMEA. Мне тогда захотелось работать в компании, которая передовая не только в рамках своего рынка, но и в плане глобального мышления, к которому движется человечество. Но я провалил два интервью с Google, прежде чем таки попал в штат.
В Google я претендовал на позицию Аssociate account strategist. Чтобы на нее попасть нужно иметь определенные скиллы в продажах, в маркетинге, понимать, как работает и продвигается бизнес в сфере диджитал. Такие навыки, как умение доказывать свою точку зрения, не бояться спорить с клиентом - приветствуются и очень важны в работе, которой я занимаюсь здесь уже больше года.
Есть свой резон работать в крупной международной компании. Google конкурирует за «мозги» с Facebook и Amazon, поэтому в социальном плане делает для сотрудника много полезных вещей. Например, в офисах бесплатная еда — а это плюс в Дублине, где на продукты очень высокие цены. Есть медстраховка, бесплатный спортзал, массаж, медицинский центр находится непосредственно в офисе, ну, и т.д.
В Google есть безумное количество вещей, которым я научился и продолжаю учиться. Одна из самых важных — это умение работать в команде, потому что Google нанимает крутых ребят, и больше всего я учусь у своих коллег. Помимо этого компания дает неограниченные возможности для самостоятельного развития, в том числе возможность учиться в университетах на стороне, если тебе, к примеру, захочется получить дополнительную магистерскую степень. Ты даже сможешь выстроить под это собственный рабочий график.
Чтобы достичь успеха в компании, нужно просто хорошо делать свою работу. Еще нужно уметь показывать такое качество, как лидерство. Потому что в любой современной и быстро развивающейся IT-компании, нужно уметь быть owner'ом проекта: брать ответственность на себя, вести проект от начала до конца, если надо - организовать рабочую группу.
Сейчас Google делает ставку на специалистов в области искусственного интеллекта и машинного обучения, что сильно отражается на рекламе — главном источнике доходов компании. Рынок движется в сторону того, чтобы продавать не ключевые слова, а аудитории, которые нужны покупателю рекламы решений. А собирается аудитория на основе машинного обучения, сложных алгоритмов, в которые рекламодателю залезать нецелесообразно. Поэтому в Google активно растут технические команды, которые эти алгоритмы развивают и делают их максимально эффективными, чтобы инвестиции рекламодателя оправдывались.
Современному студенту я бы посоветовал отпустить иллюзию того, что вам все дадут в университете. Молодым специалистам нужно внимательно следить за тем, куда идет рынок, на который они хотят выйти. Если это рынок интернет-рекламы — то хотя бы на базовом уровне нужно понимать, как устроены сайты, что такое A/B-тестинг, как работают коды отслеживания конверсии, что такое CRM-система и как ее можно использовать в маркетинге, какие инструменты аналитики есть и как они работают.
Молодому специалисту нужно воспитывать в себе, что по-английски называется, business acumen. Что-то вроде деловой хватки. Чтобы понимать основную задачу любого бизнеса — а это извлечение прибыли. Чем больше бизнесов изучат молодые интернет-маркетологи, тем легче им будет работать с широким портфелем. Изучать бизнес-модели, которые сейчас только появляются в стартап-индустрии, специалисту по маркетингу жизненно необходимо, чтобы понимать, как современный бизнес делает деньги – будь то фримиум, модель с подпиской, сервис-пакеты и т.д.
Недавно университет Carnegie Mellon объявил о первом наборе на программу магистров по искусственному интеллекту и машинному обучению, это классное и очень перспективное направление. Мне бы хотелось расти профессионально в этом направлении, поэтому, быть может я попробую поступить на него в будущем. А потом уйду в проджект-менеджмент или в частный бизнес.
GRP (Gross Rating Point)
Маркетинговый показатель, отражающий масштаб рекламного воздействия всех рекламных выходов на ТВ. TRP (Target Rating Рoint) — так часто называют статистику GRP, посчитанную только для определенной целевой аудитории, по контрасту со всей возможной, потенциальной аудиторией. По сути, GRP будет выражаться в процентах от всего населения, а TRP — от целевой группы в населении.
Фримиум (Freemium)
Это бизнес-модель, которая заключается в предложении воспользоваться компьютерной игрой, программным продуктом, онлайн-сервисом или услугой бесплатно, в то время как расширенная (улучшенная, премиум) версия продукта предлагаются за дополнительную плату на основе популярности основного бесплатного продукта. Это могут быть игры или платформы для создания сайта, работы с дизайном изображений и т.п.
A/B-тестинг
Метод маркетингового исследования, суть которого заключается в том, что контрольная группа элементов сравнивается с набором тестовых групп, в которых один или несколько показателей были изменены, для того, чтобы выяснить, какие из изменений улучшают целевой показатель.
Метод часто используется для повышения эффективности работы того или иного интернет-ресурса. С помощью A/B тестов повышают конверсию посадочных страниц, подбирают оптимальные заголовки объявлений в рекламных сетях, улучшают качество поиска.