Елена ломает консервативный взгляд на музей как высокую институцию и сотрудничает с родным факультетом на тему разработки новой дисциплины по выбору о коммуникациях в искусстве. На факультете уже прошел ее первый семинар в рамках проекта «Секреты профи» на тему «Культурные коллаборации: объединить несовместимое».
Совмещение работы и учебы в двух вузах научило меня мультифункциональности. На старших курсах в Вышке появилось много математических дисциплин, они шли вразрез с тем, что я изучала вечерами на «Истории искусств» в РГГУ. Но опыт был интересный: делая задачи по бухучету, я слушала аудиолекции по античной культуре.
В Вышке много классных факультативов, и один из них на меня сильно повлиял – это был факультатив Ольги Гавришиной по фотографии и повседневности. После него я приняла решение получать второе высшее в области истории искусств.
Студентам факультета коммуникаций, медиа и дизайна важно уделять внимание истории искусств, культурологии, музеологии, архитектуре, именно это формирует кругозор, в России есть большой спрос на таких специалистов.
Хотелось бы, чтобы у студентов сложилось понимание, что коммуникация — это все то, что нас окружает, и любой объект — это медиа.
Работа именно в образовательном отделе «Гаража» поменяло мое отношение к термину «коммуникация». Отдел занимается просветительской деятельностью, в частности — подготовкой зрителя к тому, что происходит в музее и в современном искусстве вообще. Используя разные форматы публичных мероприятий, можно донести идею даже самой сложной выставки.
Музей коммуницирует свою идею уже своим зданием и может коллаборироваться с чем угодно. Музей – очень прогрессивная институция, двигающаяся и живая, она может и должна реагировать на внешние раздражители, и только это может спровоцировать нас с вами туда пойти.
Для таких как я в европейских музеях есть замечательная должность research curator. Я не художник и не искусствовед, скорее – квалифицированный «коммуникатор». Обучение на факультете музеологии раскрыло мне сознание с точки зрения того, что интересные музеи — это совсем необязательно только про искусство. А сделать крутой проект можно даже в мемориале или музее памяти.
В Amsterdam University of the Arts меня поразило отсутствие дистанции между преподавателями и студентами. Причем насколько полное ее отсутствие, что в какой-то момент ты начинаешь откровенно борзеть и бесстрашно задавать глупые вопросы. Оказывается, это способствует личному прогрессу — когда отсутствует барьер, и можно высказать любое мнение, выясняется, что именно это является локомотивом обучения.
Для стажировки я выбрала нетривиальную историю – это был проект-коллаборация Van Abbemuseum с психиатрической клиникой. Я как младший куратор проекта вместе с аргентинскими художниками провела три месяца в психбольнице в Эйндховене и на основе увиденного и сделанного пишу диссертацию.
Будучи менеджером или куратором, главное помнить одно – нужно держать всех участников проекта в контакте: в гугл-таблице, в почтовой переписке, месседжере, чтобы все имели одинаковое представление о текущей ситуации. Это важно в любом проекте.
На западе есть большое количество фондов, которые не чураются спонсировать российских специалистов. Там есть возможность получить поддержку собственного проекта и работать вне институций как независимый специалист.
Прямо сейчас в мире происходит десакрализация музея как пространства, а вместе с тем и формат самого похода в музей. Во многих музеях не запрещено сесть на пол, прыгать и бегать, если это не идет вразрез с какими-то страховыми пунктами. Музей — живая институция, а не просто склад шедевров.
В Москве в ближайшие 5-6 лет появится много новых музеев, а потому у музейного дела в России большое будущее. Появляется гигантский спрос на специалистов, способных работать в команде прогрессивных музеев и культурных институций, поэтому нужно дерзать уже сейчас. Это не просто, но очень интересно.
Музеология
Научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела, а также закономерности, характерные для любого музея как института социальной памяти. Современный музеолог – не просто специалист, понимающий искусство, но способный применять знания к современной экономической ситуации. Поэтому студенты-музеологи наряду с культурологическими дисциплинами изучают экономику, психологию, основы менеджмента в искусстве, организацию выставочной деятельности и др.
Van Abbemuseum в Эйндховене
яркий пример открытого, хорошо коммуницирующего европейского музея. Музей позиционирует себя как открытую площадку для студентов и молодых специалистов, предоставляет им ресурсы для исследований. Исследовательскую программу Deviant Practice спонсирует фонд Mondriaan Fund. Также с 1994 года в музее работает сообщество «Друзей», цель которого – сделать институцию более открытой и коммуникативной, а также снизить барьер между человеком и современным искусством.
Таким образом у музея возникла программа экскурсий, образовательных мероприятий, мастер-классов, и программа лояльности – раз уж друг Van Abbemuseum, то получай скидку на билет в большое количество других европейских музеев. Между прочим, в музее есть свой хор и множество активностей для людей с ограниченными возможностями. Одна из самых привлекательных опций – занимаясь на одном из мастер-классов в музее, можно сделать там свою собственную выставку. И как после этого не начать ходить в музей, словно к себе домой?
Коммуникация в искусстве
Вид взаимодействия художественной работы со зрителей, особенно ярко проявивший себя в современном искусстве. Когда «потребитель» сталкивается с тем или иным произведением искусства, в игру вступает коммуникация между автором и зрителем, слушателем или читателем, поэтому художник изначально выстраивает свое произведение так, чтобы аудитории был понятен его смысл. Даже если человек испытывает отвращение при взгляде на арт-объект, значит, он должен его испытать и задуматься – и какими бы спорными сейчас ни были средства воздействия, если воздействие произошло, значит, коммуникация состоялась.
В современном искусстве коммуникация стала двусторонней, а произведения – интерактивными, где зритель становится соавтором. Соответственно, сам процесс становится произведением искусства с полным вовлечением зрителя. Автору принадлежит идея, но, каким будет конечный результат, он не знает.
Кроме того, художники сейчас стали «медиа-художниками» - они овладели инструментами для взаимодействия со средами и породили такие жанры как digital-art, cyberformance, кинетическое искусство и пластичное выставочное пространство artist-run space.