В этом выпуске «Правил хорошего карьериста» Людмила Крючковская рассказывает о том, чем занимается «Гринпис» в России, как научиться претворять в жизнь безумные проекты, что такое «зеленая экономика» и как бороться за правое дело с помощью единорогов.
Работа в международной организации ценна, в первую очередь, не престижем или командировками, а возможностью интенсивно учиться у коллег из других стран и активно обмениваться опытом. Поэтому к окончанию бакалавриата у меня сложилось понимание, что я хочу развиваться в аккаунт-менеджменте в международном коммуникационном агентстве. Свою первую работу в московском офисе международного сетевого агентства Young&Rubicam я нашла через три дня после начала поисков. Начала с самой стартовой позиции – Account Executive и за год выросла до аккаунт-менеджера на одном из брендов бюджетообразующего клиента.
Вышка дала самое важное для карьеры – привычку много работать и быстро разбираться в новых условиях. Судя по тому интересу, которое я видела в глазах HR-менеджеров на собеседованиях при упоминании Вышки, на рынке труда об этих преимуществах выпускников знают не понаслышке.
Отправить шестерых британских и российских писателей, музыкантов и журналистов в путешествие по Транссибирской магистрали и сделать по его итогам мультимедийный проект с куратором спецпроектов из The Guardian – почему бы и нет? Этот уникальный опыт я получила в Британском Совете, где работала digital-менеджером и занималась проектами в рамках Перекрёстного Года языка и литературы Великобритании и России. На этой работе пришло понимание того, что можно претворять в жизнь самые безумные идеи.
На мой взгляд, рост экосознательности – это закономерный результат современной экономической модели. Современное перепотребление и перепроизводство становится всё более очевидным. Сложно не задуматься о том, сколько отходов ты производишь и что с этим можно делать, когда СМИ говорят о целой череде протестов против мусорных полигонов в Подмосковье или рядом с твоим городом планируют построить мусоросжигательный завод.
На мой выбор работы в «Гринпис» повлиял масштаб целей и задач, которые ставит перед собой организация. Работа в «Гринпис» в этом плане мало чем отличается от любой некоммерческой организации – структура преимущественно горизонтальная, поэтому у каждого сотрудника есть возможность работать с широким спектром интересных и ответственных задач без необходимости до этого обязательно пройти десяток ступеней по карьерной лестнице. При этом есть большая гибкость в перемене ролей внутри организации. Например, сотрудники могут переходить из токсической программы в лесную и прокачивать разные аспекты природоохранной экспертизы. Если говорить о моем собственном опыте, меньше чем через год работы руководителем интернет-проектов я выросла до руководителя всего блока информационной работы в противопожарном проекте. А если есть интерес к международным проектам, то есть много возможностей в них участвовать, вплоть до переезда в другие страны, где есть офисы «Гринпис».
Идеальный кандидат для «Гринпис» – это человек, который помимо профессиональных компетенций неравнодушен к вопросам охраны природы и ведет экологичный образ жизни. Если ты вдруг придешь на совещание с кофе в одноразовом стаканчике, в коллективе может рано или поздно возникнуть сильный диссонанс.
Для успешной работы в «Гринпис» требуется стратегическое мышление, независимо от того, чем именно в организации ты занимаешься – природоохранной экспертизой или коммуникацией со сторонниками. Мы имеем дело с по-настоящему сложными и масштабными задачами, которые приходится решать в условиях ограниченных ресурсов: в российском «Гринпис» работает всего около 100 человек, к тому же мы существуем только на частные пожертвования и не принимаем деньги от корпораций и политических организаций. Поэтому чтобы понять, кто является агентами изменений в случае той или иной проблемы, как привлечь людей к решению и что именно способно оказать влияние – письмо в Генеральную прокуратуру или публичная петиция, нужно уметь видеть картину в целом, анализировать и выявлять стейкхолдеров и выстраивать правильную логику действий.
В «Гринпис» работают удивительные люди, которые действительно живут идеями сохранения природы — как эксперты в природоохранных вопросах, так и люди, которые отвечают за вовлечение широкой аудитории в природоохранную деятельность: пресс-секретари, отдел фандрайзинга, руководители интернет-проектов, волонтёрский отдел. Над разработкой стратегий решения природоохранных проблем работают эксперты, которых мы в организации называем кампейнерами (campaigners), так как они ведут кампании для решения тех или иных системных экологических проблем.
Я отвечаю за информационную работу в противопожарном проекте «Гринпис» — в прошлом году, например, я принимала участие в тренировочном лагере для добровольных лесных пожарных на Ладожском озере, где изучала тактику тушения, работу с пожарным оборудованием и особенности взаимодействия с госорганами.
У нас, конечно, «зелёный» офис: организован раздельный сбор, в кухонных раковинах установлены диспоузеры* для утилизации органических отходов, мы используем экологически безопасную бытовую химию. У «Гринпис» есть отдельная политика по организации выездных мероприятий, где мы не используем одноразовую посуду, а при производстве реквизита следим, чтобы в нем не содержался поливинилхлорид*. Мы также отказались от пластика в мусорных корзинах в офисных кабинетах, а за продуктами ходим с многоразовой сумкой.
«Гринпис» в России занимается тремя основными направлениями.
- Лесная программа, главная цель которой — перейти от использования леса как невозобновляемого природного ресурса к эффективному лесному хозяйству, и остановить уничтожение диких лесов. Отдельное направление работы – противопожарный проект.
- Энергетическая программа, которая работает над широким спектром проблем: отказ от ископаемого топлива (включая ядерное), переход на возобновляемые источники энергии, борьба с нефтяными разливами.
- Токсическая программа, выступающая за сокращение количества отходов, их раздельный сбор и переработку.
Зеленую экономику от обычной отличает то, что в ее основе лежит понимание экологических лимитов развития. И это понимание может влиять не только на изменение моделей производства в пользу более устойчивых и ресурсоэффективных, но и на так называемый «зеленый» экономический рост. Отличный пример – лесозаготовительная промышленность. Сейчас лесопромышленники активно добывают древесину на территории МЛТ*. Рано или поздно доступный для рубок лес будет заканчиваться, отрасль экономики придет в упадок, люди потеряют рабочие места, регионы перестанут получать доход в бюджет. А при интенсивной модели лесного хозяйства, когда освоенные человеком территории не забрасываются, а используются для лесовосстановления и повторных рубок, мы можем не только избежать экономических проблем, но и получить экономическую эффективность и рост и при этом сохранить уникальные для климата и биоразнообразия дикие леса.
Обливание краской шуб и одежды из кожи – один из самых устойчивых мифов о нашей работе. Многие не отличают деятельность «Гринпис» от работы зоозащитных организаций, которые занимаются вопросами этичного отношения к животным. «Гринпис» же занимается решением природоохранных проблем — борьбой с разрушительными для природы действиями человека и за сохранение экологического баланса. При этом акции «Гринпис» – это действительно яркий и эффективный инструмент для привлечения внимания общественности к экологическим проблемам. Например, во время кампании за запрет использования токсичных веществ в производстве детских игрушек мы провели акцию, когда со страниц детского рисунка сошла живая принцесса и в компании единорога вручила сотрудникам Евразийской экономической комиссии подписи россиян в защиту детей.
Можете доверять пунктам сбора батареек в Вышке – это часть многоступенчатой системы по утилизации опасных отходов. Волонтёры Вышки отвозят собранные в корпусах и общежитиях батарейки в ближайшие пункты приёма, отмеченные на карте recyclemap.ru. Дальше батарейки либо передаются дальше по цепочке пунктов сбора, либо организации (как, например, MediaMarkt) самостоятельно и за свой счёт организуют доставку батареек на единственный в России лицензированный завод по переработке опасных отходов «Мегаполисресурс», который находится в Челябинске.
Мы в «Гринпис» нежно любим Зеленую Вышку и мечтаем о том, чтобы подобные организации были во всех вузах страны. Особенно отрадно видеть, как идеи раздельного сбора отходов, популяризацией которых «Гринпис» занимался на протяжении нескольких лет, зажили в стенах университета собственной жизнью, в том числе с помощью карты пунктов приема вторсырья recyclemap.ru – одного из самых успешных проектов «Гринпис». Совместных акций мы не проводили, но давно хотим придумать интересное партнерство или курс лекций.
МЛТ — малонарушенные лесные территории
То есть крупные лесные территории, не имеющие внутри элементов транспортной инфраструктуры и населенных пунктов, образованные природными экосистемами, в минимальной степени нарушенными хозяйственной деятельностью человека. Площадь МЛТ достаточна для существования жизнеспособных популяций всех видов живых организмов, естественно встречающихся в пределах данной территории. Кроме лесов, МЛТ могут включать нелесные экосистемы, такие как болота, высокогорья, водоемы. К МЛТ относятся территории, имеющие площадь не менее 50 000 гектаров и минимальную ширину (диаметр вписанной окружности) не менее 10 км.
Диспоузер
Измельчитель пищевых отходов, который устанавливается в раковине. Диспоузер придумал в 1927 году американский архитектор Джон Хамес. Запатентовав изобретение, он создал компанию InSinkErator, и в конце 1930-х товар появился на рынке. Американцы настолько обрадовались, что больше не нужно было копить мусор под раковиной, что кидали в диспоузер не только пищевые отходы, но и крышки от бутылок, бумагу и прочий бытовой мусор. Это привело к тому, что местные власти даже на время запретили пользоваться диспоузерами.
Однако уже в 1950-х гг. Агентство Здравоохранения США подтвердило, что при правильном использовании диспоузеры не создают проблем для канализации, и их стали рекомендовать к установке во всех строящихся домах. Сегодня диспоузерами пользуются более 50% американцев. Главный его плюс – меньшее количество мусора, которое вы выносите на помойку.
Поливинилхлорид — он же ПВХ
Термопластичный полимер винилхлорида, в общем — пластмасса. Используется в электроизоляции, производстве одежды, пиротехнике, грампластинок и т. д. Самый распространенный формат — одноразовая посуда. Основной проблемой, связанной с использованием ПВХ, является сложность его утилизации и токсичность в определенных условиях, например — температурных. При полном сгорании ПВХ образуются лишь простейшие соединения: вода, углекислый газ, хлороводород. Однако при обычном неполном сгорании ПВХ могут образовываться угарный газ и токсичные хлорорганические соединения. Ряд токсичных веществ образуется и в процессе производства ПВХ.