В этом выпуске «Правил хорошего карьериста» Кирилл рассказывает про особенности работы в миграционном праве, а также о том, как юристу строить карьеру, гордиться брендом Made in Russia и знакомиться с культурами через работу в HR.
Я работаю с 18 лет. Для меня учеба и работа органично переплелись, и все мои задания в Вышке — квалификационные, курсовые, дипломная работа — были посвящены конкретным проблемам, с которыми я сталкивался по долгу службы. Пользы учебе прибавлял тот факт, что почти все преподаватели нашей программы были опытнейшими практиками, вели судебные дела и отлично натаскивали нас на практическую часть, связанную с нашей профессией.
Даже в магистратуре меня посещали сомнения — а тем ли я занимаюсь? Метания вообще неизбежны у тех, кто стремится к развитию. На курсе психологии в Вышке мы занимались визуализацией своих целей и пытались их как-то описать. Что я там написал — не скажу, но мое движение по карьерной лестнице незамедлительно началось.
Во время учебы я начал вести семинары по миграционному праву, а потом мой научный руководитель предложил провести пару лекций в ВШЮ. После выпуска я был постоянно на связи с Вышкой — работал там с иностранными кадрами, читал курсы, публиковал статьи, делился кейсами и искал их в соцсетях Вышки для решения сам.
Миграционное право — специфическая тема. Ей мало кто хочет заниматься — ежегодно в законах происходит около 10 изменений, сфера сопряжена с высокими рисками, правовыми уловками и человеческим фактором. В частности работа юриста в сфере миграции невозможна без работы с личными проблемами мигрантов, которые сильно затрагивают эмоции. Поэтому, если выберете эту сферу — готовьтесь с улыбкой на лице делать работу, которую не хочет делать никто в компании.
Однако здесь есть оборотная сторона медали, которая и привлекла меня первоначально — это моментальный эмоциональный отклик от людей, которым ты помогаешь решить их проблемы. Юристы и врачи могут видеть результат своей работы и лично получать обратную связь от своего клиента, а это очень ценное качество профессии.
В области миграционного права очень мало компетентных спикеров, поэтому лучшим средством укрепления собственных знаний является коммуникация с лучшими специалистами рынка и постоянная практика в решении кейсов – как положительная, так и негативная. Еще — стоит постоянно прокачивать себя в выдержке и работоспособности.
Рынок HR меняется быстро, совсем недавно по части оплаты труда лидировали западные компании, а сейчас это верно лишь отчасти. Если раньше прохождение практики в компании тройки или четверки было равнозначно билету в элиту, то сейчас на первый план вышли наиболее успешные российские адвокатские бюро. Поэтому сейчас среди юристов в этой области понимание базовых принципов ценится больше, чем умение ловить тренд.
Я пришел в РЭЦ* в ноябре 2016 года, чтобы наладить HR-процессы в команде, которая тогда называлась «Глобальная мобильность» и создавала процесс открытия офисов компании и последующего сопровождения и поддержки офисов и персонала в рамках службы «одного окна». Я со своим специфическим опытом в узкой сфере им очень подошел. Сейчас крайне приятно наблюдать запущенные тобой «механизмы», как они усложняются и становятся автономными, участвовать в глобальных процессах — таких как создание национального брэнда Made in Russia.*
Сейчас в РЭЦ в составе команды по администрированию международной и региональной сети я также работаю с вопросами переводов сотрудников за рубеж, что всегда связано с правовыми нормами стран. Здесь очень пригодилось фундаментальное вышкинское образование, но также и опыт в сфере эмиграции — в работе HR с иностранцами часто приходится проявлять себя знатоком культурных особенностей регионов.
Как говорил один мой коллега — fail, but fail fast. Все карьерные ошибки необходимо совершать как можно раньше, чтобы успеть понять, какие вещи тебе нравится делать и в чем ты действительно можешь реализоваться.
Набирая опыт в крупных компаниях, я понял важную вещь: работать нужно хорошо, но ровно настолько, чтобы это не становилось культом и заменой жизни. Я по-новому взглянул на работу в коллективе и дружбу — в противовес «трудовому братству», легко получить «и так сойдет, друзья же». Но, пожалуй, главным инсайтом стало понимание времени, которое неизбежно уходит, и то, что ты не сделал сегодня, откликнется через год.
Российский Экспортный Центр (РЭЦ)
Государственный институт поддержки бизнеса в части формирования конкурентоспособной продукции. В РЭЦ разработаны системы поддержки экспортеров, информационные, консультационные, финансовые, которые помогают российским компаниям упростить поставку продукции за рубеж и находить новые каналы сбыта.
Made in Russia
Программа сертификации и специальной маркировки товара, специально разработанная в РЭЦ для продвижения известных российских брендов и товаров за рубежом. Является подтверждением добросовестности отечественного производителя.