Выпускники Вышки – лидеры страховой отрасли

Проблемы и перспективы развития страховой отрасли в конце мая обсудили выпускники НИУ ВШЭ на состоявшемся в стенах Вышки деловом форуме, организаторами которого выступили Центр по работе с выпускниками НИУ ВШЭ, кафедра управления рисками и страхования НИУ ВШЭ и Ассоциация выпускников ВШЭ. Среди приглашенных почетных гостей были Председатель Фонда социального страхования РФ Андрей Кигим, Генеральный директор ОАО СК «Альянс» Хокан Даниелссон, Генеральный директор ООО СК «Сбербанк Страхование» Максим Чернин.

Проблемы и перспективы развития страховой отрасли в конце мая обсудили выпускники НИУ ВШЭ на состоявшемся в стенах Вышки деловом форуме, организаторами которого выступили Центр по работе с выпускниками НИУ ВШЭ, кафедра управления рисками и страхования НИУ ВШЭ и Ассоциация выпускников ВШЭ. Среди приглашенных почетных гостей были Председатель Фонда социального страхования РФ Андрей Кигим, Генеральный директор ОАО СК «Альянс» Хокан Даниелссон, Генеральный директор ООО СК «Сбербанк Страхование» Максим Чернин.

 

Выпускники Вышки – лидеры страховой отрасли

Именно в страховых компаниях выпускники НИУ ВШЭ делают не только блестящую, но и самую быструю карьеру, отметил, открывая встречу, завкафедрой управления рисками и страхования, директор лаборатории по финансовой инженерии и риск-менеджменту НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. С приветственным словом от имени Высшей школы экономики также выступил профессор НИУ ВШЭ Сергей Завриев, который не только создал кафедру управления рисками и страхования в нашем университете, но и на протяжении многих лет ее возглавлял. Университет высоко ценит завоеванные выпускниками доминирующие позиции в профессиональной среде. Очевидно, что успех и карьерные достижения выпускников зачастую являются дополнительным фактором, обеспечивающим конкурентное преимущество вуза.

Высокий уровень подготовки выпускников НИУ ВШЭ также отметил и гендиректор ОАО СК «Альянс» Хокан Даниелссон, выступивший с докладом о европейском опыте построения пенсионной системы. Господин Хокан подчеркнул свою заинтересованность в привлечении новых выпускников Высшей школы экономики, несмотря на то, что многие из них уже работают в компании.

 

Особенности развития рынка страхования в России

Между тем, страхование – не самый простой бизнес в России. «В отличие от банковского бизнеса, страхование в России не получило административного ресурса со стороны государства», - обозначил этапы развития страхования в стране председатель Фонда социального страхования (ФСС) РФ Андрей Кигим. Страхование в России развивалось медленно и хаотично, чему способствовала разобщенность участников рынка и отсутствие эффективных лоббистов отрасли.

Долгое время страхование не было неотъемлемой частью жизни рядовых граждан, как в большинстве развитых стран. В критических ситуациях (наводнения, пожары, разрушение домов и прочего имущества) на помощь приходило государство. Наиболее обеспеченные приобретали полисы добровольного медицинского страхования или покупали полную автостраховку (КАСКО). Введение обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) стало первым серьезным шагом в развитии страхования в РФ, отметил А.Кигим.

В последние годы государство серьезно поменяло отношение к страхованию. Активно развивается автострахование, и доказательство тому – резкое уменьшение анекдотов на эту тему. Хотя раньше их число конкурировало с количеством анекдотов про Чапаева и Штирлица. Кроме того, в феврале 2013 года был принят закон о страховании промышленных объектов. Сейчас чиновниками и депутатами обсуждается возможность введения страхования ответственности врачей, перечисляет глава ФСС. Также в Госдуме готовится законопроект об актуарной деятельности.

Публичная дискуссия о необходимости широкого развития страхования, увеличения перечня обязательного страхования, которая регулярно поднимается при ликвидации природных или техногенных катастроф, также способствует развитию рынка. Эксперты предлагают принципы формирования тарифов страховых компаний, дискутируют о стоимости страховых случаев, например, величине выплаты при гибели человека. А.Кигим отметил, что необходима «унификация выплат», поэтому в ближайшее время необходимо уделить внимание выстраиванию отношений с судами, чтобы создать некий единый стандарт страховых выплат.

 

Страхование жизни наиболее перспективно
Одним из самых перспективных направлений развития отрасли является  страхование жизни. Доля этого вида страхования в России в 2012 году достигла лишь 6,7%, в то время как в странах с развитой экономикой половина страхового рынка относится именно к категории страхования жизни, отметил выпускник факультета менеджмента НИУ ВШЭ, гендиректор ООО СК «Сбербанк страхование» и председатель комитета Всероссийского союза страховщиков по развитию страхования жизни Максим Чернин. Премия по страхованию жизни в РФ составила 53,8 млрд рублей или 0,12% ВВП России. Для сравнения: в Германии этот показатель составляет 6,7%, а в Великобритании – 15%. Россия находится на 48 месте по собираемости премии. Средняя премия на душу населения составляет в РФ 370 рублей, а в западных странах - 1098 евро.



Последние годы основой опережающего роста рынка страхования жизни служили продукты страхования жизни кредитозаемщиков, то есть продукты, не относящиеся к категории долгосрочного накопительного страхования, являющегося одним из основных источников так называемых «длинных денег» в западных экономиках. По словам М.Чернина, самым быстрорастущим каналом дистрибуции в области страхования жизни на протяжении последних пяти лет был канал банкострахования, в 2012 году на него пришлось около70% всех рыночных поступлений. При этом в рамках данного канала последние годы активно развивается не только кредитное страхование жизни, но и долгосрочные продукты – накопительное и инвестиционное страхование жизни.
Несмотря на средние темпы прироста 40-50% в год, сегмент страхования жизни все еще находится в России в зачаточном состоянии. Страховое сообщество сейчас ведет продуктивный диалог с государством относительно мер, способствующих ускоренному развитию направления – введение стимулирующего налогового режима для клиентов, приобретающих полисы долгосрочного страхования жизни, активное участие страховщиков жизни в пенсионной системе страны, а также повышение устойчивости и транспарентности отрасли.

 

Сегментация продукта – ключ к успеху

Рынок страхования может существенно вырасти, если СК приложат чуть больше усилий в сегментации продукта. Нужно выбрать целевую аудиторию и предложить ей именно то, в чем она нуждается. СК собирают информацию о возрасте клиентов, их доходе, регионе проживания – таких факторов может быть более сотни, и на основании этих данных формируют тариф, рассказал выпускник факультета прикладной политологии, а также государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ эксперт по страхованию и экс-директор по развитию продуктов Allianz Денис Гаврилов. Таким образом, страховщики предлагают продукты конкретно мужчинам и женщинам, VIP-клиентам, владельцам определенного дохода или конкретной марки машины, а также отдельно - хипстерам,  осторожным водителям или, наоборот,  любителям быстрой и экстремальной езды, малообеспеченным гражданам и т.д. Анализ определенного потребительского поведения позволит выделить группы людей и предложить им наиболее востребованную страховку.

В последнее время клиенты страховых компаний, как и банковских услуг, стремятся интерактивно общаться с брендом, обозначил еще одно веяние времени Д.Гаврилов. Они хотят иметь доступ к любым страховым услугам и в любое время.

 

Создание сплоченного сообщества выпускников Вышки – еще один козырь в руках наших «птенцов»

Краткий итог деловой части встречи подвел Владимир Новиков, доцент кафедры кафедра управления рисками и страхования НИУ ВШЭ, Президент Гильдии актуариев, зам. Генерального директора, Директор по продуктам СК "Сбербанк страхование". В.Новиков отметил, что тот узкий круг профессионалов, который может быть сформирован благодаря нашим совместным усилиям, будет также способствовать продвижению молодых специалистов, недавно закончивших ВШЭ, одновременно выполняя функцию своеобразной платформы для сохранения уже достигнутого многими из выпускников ВШЭ высокого уровня квалификации и статуса. Владимир Новиков обратился с просьбой к Центру по работе с выпускниками организовывать подобные мероприятия на регулярной основе, он также попросил участников форума поделиться свежими идеями и высказать свои пожелания по наиболее подходящему им формату последующих встреч, подумать над тем, какие вопросы было бы интересно обсудить в следующий раз, кого пригласить.
По завершению деловой части форума, участники продолжили знакомство с гостями и коллегами в неформальной обстановке. Во время фуршета у выпускников была возможность пообщаться с однокурсниками и любимыми преподавателями, обменяться визитками, расширив сеть своих деловых контактов. Многие высказали заинтересованность побывать на следующем мероприятии, предварительно запланированном на осень.

Мария Селиванова, 

Экспертный портал НИУ ВШЭ www.opec.ru, редактор экономического блока